Новое климатическое соглашение – необходимый компромисс
Текст соглашения, который был представлен делегатам в среду утром на КС28 – и который был принят около часа назад по бурные аплодисменты – впервые предписывает странам приступить к фактическому отказу от ископаемого топлива.
Но в нем не содержится требований к странам это делать. По мнению малых островных государств, в тексте присутствует целый «перечень лазеек», которые будут мешать мировому сообществу сократить выбросы парниковых газов настолько радикально, чтобы ограничить глобальное потепление в пределах 1,5°С.
У этой сделки много проблем. Развивающиеся страны по-прежнему нуждаются в дополнительных сотнях миллиардов долларов, чтобы помочь им осуществить переход от угля, нефти и газа. У развитых стран и производителей нефти нет обязательств действовать так быстро, как призывает наука о климате.
Представители США уезжают с саммита «налегке» - пообещав чуть более 20 млн долларов в виде нового финансирования для бедного мира и сохранив свою позицию крупнейшего в мире производителя нефти и газа. Китай продолжит расширять добычу угля, а также возобновляемые источники энергии, а угольной промышленности Индии нечего особо бояться.
Но эта сделка, какой бы несовершенной она ни была, столкнулась с колоссальным сопротивлением со стороны мировых нефтедобывающих стран. Саудовская Аравия попыталась удалить любые упоминания об ископаемом топливе, а позже попыталась вставить упоминания об улавливании и хранении углекислого газа — технологии, которая (по их словам) им нравится, но, как ни странно, в которую они не инвестируют. Россия работала закулисно, чтобы помешать прогрессу.
Тем не менее, впервые климатическое соглашение призывает все страны уходить от использования ископаемого топлива, но не «постепенно отказываться» от него – именно такой текст хотели включить многие страны. Многие соглашаются, что эта сделка действительно представляет собой значительный прогресс, хотя и является компромиссным документом.
Другие настроены более критически. Например, представитель Самоа (председатель Альянса малых островных государств) сказала, что «этот процесс нас подвел». Представитель Боливии заявил, что соглашение не решает вопрос справедливости по отношению к том, как быстро страны перестанут использовать ископаемое топливо.
Ученый Билл Хэйр из Climate Analytics выразил мнение, что «в целом текст выглядит крупной победой стран-производителей нефти и газа и экспортеров ископаемого топлива». Он считает, что основные проблемы с текстом заключаются в следующем: в нем нет обязательств по поэтапному отказу от ископаемого топлива, отсутствуют обязательства по достижению пиковых выбросов к 2025 году, есть текст [об улавливании углерода и т. д.], который открывает дверь для ложных решений в большом масштабе и формулировки о «переходных видах топлива», что подразумевает под собой природный газ.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш комментируя новость о заключении сделки, послал сигнал «тем, кто был против четкого упоминания о поэтапном отказе от ископаемого топлива» в соглашении.
«Нравится вам это или нет, но отказ от ископаемого топлива неизбежен. Будем надеяться, что это не произойдет слишком поздно", заявил Антониу Гутерриш.
По материалам BBC и The Guarian Тимур Идрисов, «Маленькая Земля» Фото: UNFCCC Flickr