НОВОСТИ - ГЛАВНАЯ

История 90 000 деревьев: как кенийские кипсиги возродили лес

Лес Чепалунгу всегда был сердцем кенийской общины кипсигис. Здесь берут свое начало ручьи, питающие реку Мара, а благодаря близости к национальному заповеднику Масаи-Мара, в лесу находят приют дикие животные.


Но во время массовых акций протеста после результатов президентских выборов в 2007 году большая часть леса в округе Бомет к югу от долины Рифт, была уничтожена. Джозеф Товетт, старейшина общины и страстный защитник природы, помнит о тех разрушениях. «Деревья считались домом для животных и птиц, поэтому рубить их было равносильно уничтожению. То, что случилось с лесом было похоже на проклятие», — говорит он.

Исчезновение таких видов местных деревьев, как африканская дикая олива, кедр, африканская слива и спатодея, стало ударом не только по биоразнообразию, но и по традиционному образу жизни кипсиги. Лес является ценным источником лекарственных трав и растений для традиционных церемоний. «Без этих растений нашим церемониям не хватает аутентичности, и это большая проблема для нашего сообщества. Когда лес был уничтожен, некоторые из этих деревьев исчезли», — говорит Дэвид Сигеи, местный житель.

Лесной заповедник Чепалунгу находится в ведении Лесной службы Кении (KFS) и простирается на 4871 га, разделенных на две зоны: Сионгирой с общей площадью 871 га и Капчумбе с 4000 га. Хотя лес находится под надзором KFS, местные сообщества играют центральную роль в возрождении леса. В этом им помогают ряд международных организаций, включая WWF и Лесную службу США.

В 2008 году Джозеф Товетт создал общественную лесную Ассоциацию Чепалунгу Апекс, которой владеют и управляют местные жители. Ее главная цель - восстановление утраченных видов деревьев. Через посадку и уход за деревьями, общине удалось восстановить более 160 гектаров земли и снова сделать эту территорию зеленой.

По словам Товетта, жизнедеятельность и культура народа кипсиги глубоко связаны с местной природой. Именно это делает их народ ключевым элементом в сохранении биоразнообразия леса и смягчении последствий климатического кризиса.

Изменения в землепользовании и посадка экзотических деревьев в коммерческих целях способствовали утрате местных видов. Теперь жители деревни берут на себя коллективную ответственность за управление, сохранение и участие в посадке деревьев.

«Когда сообщество обнаружило, что они теряют очень важную составляющую окружающей среды, они начали активно участвовать в сохранении», — говорит Дэвид Сигеи.

Джейн Ротич, лесник и сторонница использования традиционных лечебных трав, говорит, что во время локдауна, введенного из-за пандемии Ковид в Кении, доступ к медицинским учреждениям был серьезно ограничен. Поэтому многие жители обратились к традиционным лекарственным растениям, что побудило сообщество активизировать усилия по сохранению и посадке местных видов деревьев.

«В отличие от того, что было раньше, вам не нужно тратить время, чтобы отыскать эти растения. Теперь они снова растут и легкодоступны», — говорит она.

Власти округа Бомет уделяют особое внимание бесплатной раздаче местных саженцев общинам в лесу Чепалунгу. «Мы составили базу данных исчезнувших местных видов деревьев, и мы настаиваем на том, чтобы в первую очередь закупались их семена», — говорит Гилберт К. Корир, сотрудник местного управления по охране окружающей среды.

В лесу Чепалунгу было успешно посажено 90000 деревьев, и местные виды хорошо восстанавливаются. Однако происходящие климатические изменения представляют угрозу для лесных экосистем. «Непредсказуемость осадков — самая большая проблема для программ по восстановлению лесов», — говорит Тимоти Ойонди, менеджер лесной станции в Чепалунгу.

Усейну Ндойе, региональный координатор Инициативы по восстановлению африканских лесных ландшафтов в Западной и Центральной Африке, целью которой является восстановление 100 млн гектаров земли в Африке к 2030 году, подчеркивает важность участия небольших сообществ в восстановлении природы на всем континенте.

«Они восстанавливают небольшие участки деградированных лесов и земель, которые в совокупности представляют значимый результат», — говорит он.

По материалам The Guardian
Тимур Идрисов, «Маленькая Земля»
Иллюстративное фото: Ропиксел