НОВОСТИ - ГЛАВНАЯ

Спустя 100 лет лосось вернулся в реку Кламат в результате сноса плотины

После более чем столетнего отсутствия в бассейне реки Кламат вновь был замечен лосось. Это событие – итог сложного проекта по сносу плотины в Калифорнии.

В октябре эксперты из Департамента по охране рыб и дикой природы штата Орегон обнаружили осеннюю чавычу в притоке реки Кламат, выше по течению от того места, где когда-то стояла плотина «Джей Си Бойла» (JC Boyle Dam). Это первая анадромная рыба (виды, которые мигрируют из моря вверх по течению рек, чтобы нереститься), замеченная в бассейне реки с 1912 года — когда была построена первая из четырех плотин каскада гидроэлектростанций.

В августе этого года была демонтирована последняя из четырех плотин. Решение об этом было принято в результате долгой и напряженной кампании со стороны местных племенных общин, живущих вдоль реки Кламат, для которых лосось является жизненно важным источником пищи.
«За день до этого мы видели, как большая рыба поднялась к поверхности реки, но мы разглядели только спинной плавник», — говорит Марк Херефорд, руководитель проекта по реинтродукции рыбы в реке Кламат в штате Орегон. «Я подумал, это, наверное, лосось или очень большая радужная форель». Команда вернулась через два дня и была «в восторге», обнаружив в притоке лосося.
Лосось также неожиданно вернулся и в район ниже по течению реки Кламат, на племенные земли индейцев.
«Я полагал, что в этом году какая-то рыба вернется в места выше плотин», — говорит Барри МакКови, старший ихтиолог племени Юрок. «Но такое огромное количество вернувшей рыбы и ее географический ареал – это просто удивительно. Я не мог поверить, что их заметили в Орегоне. Это было невероятное известие — просто ошеломляющее. Когда я услышал новость, я спросил: «Подождите, уже?!» Это превзошло все ожидания».
Истоки реки Кламат берут начало в штате Орегон. Река протекает через Каскадные горы, оказывается в Северной Калифорнии, а потом впадает в Тихий океан. Протяженность реки - 423 км. Когда-то река была третьей по объему заготовки лосося на Западном побережье и являлась источником существования для многочисленных индейских племен, таких как юроки, которых называют «лососьими людьми».
Река само исцеляется

Строительство плотин заблокировало пути миграции рыбы, что привело к ее массовой гибели и ухудшению качества воды. Численность осенней чавычи упала более чем на 90%, а весенней – на 98%. Резко сократилась и численность других видов рыб, таких как стальноголовая форель, кижуча и тихоокеанская минога. Племена в верхнем бассейне Кламат на целое столетие остались без своего промысла лосося с момента завершения строительства ГЭС «Копко-1» в 1922 году.

После многолетней борьбы племен, включая юроков и каруков, плотины были снесены. Последняя из четырех была демонтирована в конце августа. Сейчас представители племен работают со специалистами отдела по охране дикой природы в Орегоне и Калифорнии, контролируя процесс возвращение анадромных рыб в бассейне реки. Многие не ожидали, что рыба вернется так быстро.
«Рыба мечет икру в притоках, которые еще девять месяцев назад были на глубине 9 метров под водой. Это вселяет надежду на будущее. Это заставляет меня чувствовать, что мы поступили правильно, что мы на правильном пути. Река исцеляет себя сама», — говорит МакКови.
Демонтаж плотин был крупнейшим подобным проектом в истории США. Местные племена боролись за их снос с 1990-х годов. «Нам говорили, что этого никогда не произойдет. Нам говорили, что глупо даже просить о демонтаже одной плотины — мы же просили убрать все четыре», — говорит Брук Томпсон, член племени Юрок и инженер-строитель, который участвует в проекте по восстановлению бассейна Кламат.
После многих лет безуспешных переговоров в 2023 году начались работы по демонтажу четырех плотин в Калифорнии. В августе 2024 года, к радости местных племен, рухнула последняя плотина.
«Возвращение лосося в верховья реки Кламат в тот же сезон, когда была снесена плотина, наполнило меня удовлетворением и радостью, чувствами, которые я обычно приберегаю для свадеб и дней рождений», — говорит Томпсон. «Видеоролики возвращения лосося домой заставили меня плакать от счастья и облегчения. Мы это сделали. Я полон новой энергии и надеюсь продолжить свою работу по поддержке прав племен и восстановлению рыбных ресурсов».
Племя Юрок стремится восстановить процветающий промысел лосося, который у них когда-то был. Они хотят вновь получить возможность проводить свой ежегодный фестиваль лосося в августе — и делать это с лососем из реки Кламат, вместо того чтобы импортировать его с Аляски.

Племя также участвует в восстановлении 890 гектаров земли, которые впервые за столетие оказались на поверхности после того, как опустели бывшие водохранилища.
«Будут и взлеты, и падения, не будет просто прямого пути, будут и сложности», — говорит МакКови. «Любой проект по восстановлению такого масштаба не без своих трудностей. Мы знаем, что это будет нелегко, но это нормально, мы уже сталкивались с этим раньше. Мы просто смотрим в будущее».
По материалам ББС
Тимур Идрисов
Фото: Bureau of Land Management, Flickr