«За день до этого мы видели, как большая рыба поднялась к поверхности реки, но мы разглядели только спинной плавник», — говорит Марк Херефорд, руководитель проекта по реинтродукции рыбы в реке Кламат в штате Орегон. «Я подумал, это, наверное, лосось или очень большая радужная форель». Команда вернулась через два дня и была «в восторге», обнаружив в притоке лосося.
«Рыба мечет икру в притоках, которые еще девять месяцев назад были на глубине 9 метров под водой. Это вселяет надежду на будущее. Это заставляет меня чувствовать, что мы поступили правильно, что мы на правильном пути. Река исцеляет себя сама», — говорит МакКови.
Демонтаж плотин был крупнейшим подобным проектом в истории США. Местные племена боролись за их снос с 1990-х годов. «Нам говорили, что этого никогда не произойдет. Нам говорили, что глупо даже просить о демонтаже одной плотины — мы же просили убрать все четыре», — говорит Брук Томпсон, член племени Юрок и инженер-строитель, который участвует в проекте по восстановлению бассейна Кламат.
«Возвращение лосося в верховья реки Кламат в тот же сезон, когда была снесена плотина, наполнило меня удовлетворением и радостью, чувствами, которые я обычно приберегаю для свадеб и дней рождений», — говорит Томпсон. «Видеоролики возвращения лосося домой заставили меня плакать от счастья и облегчения. Мы это сделали. Я полон новой энергии и надеюсь продолжить свою работу по поддержке прав племен и восстановлению рыбных ресурсов».
«Будут и взлеты, и падения, не будет просто прямого пути, будут и сложности», — говорит МакКови. «Любой проект по восстановлению такого масштаба не без своих трудностей. Мы знаем, что это будет нелегко, но это нормально, мы уже сталкивались с этим раньше. Мы просто смотрим в будущее».